Сайт Натальи - Барбары Валдайской на главную
Тексты по литературе Другое
Русская литература Зарубежная литература Православный уголок Юмор Гостевая книга Форум Бардачок

Русская литература
Краткие изложения

Максим Горький 1868—1936
"На дне. Картины" — Пьеса (1902, опубл. 1903)

Пьеса содержит в себе как бы два параллельных действия. Первое - социально-бытовое и второе - философское. Оба действия развиваются параллельно, не переплетаясь. В пьесе существуют как бы два плана: внешний и внутренний.

Внешний план.

В ночлежном доме, принадлежащем Михаилу Ивановичу Костылеву (51 года) и его жене Василисе Карловне (26 лет), живут, по определению автора, "бывшие люди", т. е. люди без твердого социального статуса, а также работающие, но бедняки. Это: Сатин и Актер (обоим под 40 лет), Васька Пепел, вор (28 лет), Андрей Митрич Клещ, слесарь (40 лет), его жена Анна (30 лет), Настя, проститутка (24 лет), Бубнов (45 лет), Барон (33 лет), Алешка (20 лет), Татарин и Кривой Зоб, крючники (возраст не назван). В доме появляются Квашня, торговка пельменями (под 40 лет) и Медведев, дядя Василисы, полицейский (50 лет).

Между ними очень сложные отношения, часто завязываются скандалы. Василиса влюблена в Ваську и подговаривает его убить своего пожилого мужа, чтобы быть единоличной хозяйкой (во второй половине пьесы Васька бьет Костылева и случайно убивает его; Ваську арестовывают). Васька влюблен в Наталью, сестру Василисы (20 лет); Василиса из ревности нещадно бьет сестру. Сатин и Актер (бывший актер провинциальных театров по фамилии Сверчков-Заволжский) - полностью опустившиеся люди, пьяницы, картежники, Сатин еще и шулер. Барон - бывший дворянин, промотавший все состояние и ныне один из наиболее жалких людей ночлежки. Клещ старается зарабатывать своим слесарным инструментом; его жена Анна заболевает и нуждается в лекарствах; в конце пьесы Анна умирает, а Клещ окончательно опускается "на дно".

В разгар пьянок и скандалов в ночлежке появляется странник Лука, жалеющий людей. Он обещает многим несбыточное светлое будущее. Анне он предрекает загробное счастье. Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков. Ваське и Наташе советует уйти из дома и т. д. Но в самый напряженный момент Лука фактически сбегает, оставив обнадеженных людей. Актера это доводит до самоубийства. В финале ночлежники поют песню, и когда Сатин слышит о смерти Актера, то досадливо и с горечью говорит: "Эх... Испортил песню... дурак!"

Внутренний план.

В пьесе сталкиваются две философские "правды": Луки и Сатина. Ночлежка - своего рода символ оказавшегося в тупике человечества, которое к началу XX в. потеряло веру в Бога, но еще не обрело веры в самое себя. Отсюда всеобщее чувство безнадежности, отсутствия перспективы, которое, в частности, выражают Актер и Бубнов (резонер-пессимист) в словах: "А что же дальше" и "А ниточки-то гнилые..." Мир обветшал, обессилел, идет к концу. Сатин предпочитает принимать эту горькую правду и не лгать ни себе, ни людям. Клещу он предлагает бросить работать. Если все люди бросят работать, то что будет? "С голоду сдохнут..." - отвечает Клещ, но тем самым он лишь раскрывает бессмысленную сущность труда, который направлен только на поддержание жизни, а не на привнесение в нее какого-либо смысла. Сатин - своего рода радикал-экзистенциалист, человек, принимающий абсурдность мироздания, в котором "Бог умер> (Ницше) и обнажилась Пустота, Ничто.

Иного взгляда на мир придерживается Лука. Он считает, что именно страшная бессмыслица жизни должна вызывать особую жалость к человеку. Если для продолжения жизни человеку нужна ложь, надо ему лгать, его утешать. В противном случае человек не выдержит "правды" и погибнет. Так Лука рассказывает притчу об искателе праведной земли и ученом, который по карте показал ему, что никакой праведной земли нет. Обиженный человек ушел и повесился (параллель с будущей смертью Актера). Лука не просто обычный странник, утешитель, но и философ. По его мнению, человек обязан жить вопреки бессмыслице жизни, ибо он не знает своего будущего, он только странник в мироздании, и даже земля наша в космосе странница.

Лука и Сатин спорят. Но Сатин в чем-то приемлет "правду" Луки. Во всяком случае, именно появление Луки провоцирует Сатина на его монолог о Человеке, который он произносит, подражая голосу своего оппонента (принципиальная ремарка в пьесе). Сатин хочет не жалеть и утешать человека, но, сказав ему всю правду о бессмысленности жизни, подвигнуть его к самоуважению и бунту против мироздания. Человек, осознав трагедию своего существования, должен не отчаиваться, а, напротив, почувствовать свою ценность. Весь смысл мироздания - в нем одном. Другого смысла (например, христианского) - нет. "Человек - это звучит гордо!" "Все в человеке, все для человека".

П. В. Басинский

"Мать" — Роман (1906; 1907)

Действие романа происходит в России в начале 1900-х гг. В рабочей слободке живут фабричные рабочие с семьями, и вся жизнь этих людей неразрывно связана с фабрикой: утром, с фабричным гудком, рабочие устремляются на фабрику, вечером она выкидывает их из своих каменных недр; по праздникам, встречаясь друг с другом, говорят они только о фабрике, много пьют, напившись - дерутся. Однако молодой рабочий Павел Власов, неожиданно для своей матери Пелагеи Ниловны, вдовы слесаря, вдруг начинает жить иной жизнью: по праздникам ходит в город, приносит книги, много читает. На недоуменный вопрос матери Павел отвечает: "Я хочу знать правду и поэтому читаю запрещенные книги; если у меня их найдут - меня посадят в тюрьму".

Через некоторое время в доме у Власовых субботними вечерами начинают собираться товарищи Павла: Андрей Находка - "хохол из Канева", как он представляется матери, недавно приехавший в слободку и поступивший на фабрику; несколько фабричных - слободских парней, которых Ниловна знала и раньше; приходят люди из города: молодая девушка Наташа, учительница, уехавшая из Москвы от богатых родителей; Николай Иванович, который иногда приходит вместо Наташи заниматься с рабочими; худенькая и бледная барышня Сашенька, тоже, как и Наташа, ушедшая из семьи: ее отец - помещик, земский начальник. Павел и Сашенька любят друг друга, однако пожениться они не могут: они оба считают, что женатые революционеры потеряны для дела - нужно зарабатывать на жизнь, на квартиру, растить детей.

Собираясь в доме у Власовых, участники кружка читают книги по истории, беседуют о тяжкой доле рабочих всей земли, о солидарности всех трудящихся, часто поют песни. На этих собраниях мать впервые слышит слово "социалисты".

Матери очень нравится Находка, и он ее тоже полюбил, ласково зовет ее "ненько", говорит, что она похожа на его покойную приемную мать, родной же матери он не помнит. Через некоторое время Павел с матерью предлагают Андрею переселиться к ним в дом, и хохол с радостью соглашается.

На фабрике появляются листовки, в которых говорится о стачках рабочих в Петербурге, о несправедливости порядков на фабрике; листовки призывают рабочих к объединению и борьбе за свои интересы. Мать понимает, что появление этих листков связано с работой ее сына, она и гордится им, и опасается за его судьбу. Через некоторое время в дом Власовых приходят жандармы с обыском. Матери страшно, однако она старается подавить свой страх. Пришедшие ничего не находят: заранее предупрежденные об обыске, Павел и Андрей унесли из дому запрещенные книги; тем не менее Андрей арестован.

На фабрике появляется объявление о том, что из каждого заработанного рабочими рубля дирекция будет вычитать копейку - на осушение окружающих фабрику болот. Рабочие недовольны таким решением дирекции, несколько пожилых рабочих приходят к Павлу за советом. Павел просит мать сходить в город отнести его записку в газету, с тем чтобы история с "болотной копейкой" попала в ближайший номер, а сам отправляется на фабрику, где, возглавив стихийный митинг, в присутствии директора излагает требования рабочих об отмене нового налога. Однако директор приказывает рабочим возобновить работу, и все расходятся по своим местам. Павел огорчен, он считает, что народ не поверил ему, не пошел за его правдой, потому что он молод и слабосилен - не сумел эту правду сказать. Ночью опять являются жандармы и на этот раз уводят Павла.

Через несколько дней к Ниловне приходит Егор Иванович - один из тех, кто ходил на собрания к Павлу до его ареста. Он рассказывает матери, что, кроме Павла, арестовано еще 48 человек фабричных, и хорошо было бы продолжать доставлять листовки на фабрику. Мать вызывается проносить листовки, для чего просит знакомую, торгующую на фабрике обедами для рабочих, взять ее к себе в помощницы. Всех входящих на фабрику обыскивают, однако мать успешно проносит листовки и передает их рабочим.

Наконец Андрей и Павел выходят из тюрьмы и начинают готовиться к празднованию Первого мая. Павел собирается нести знамя впереди колонны демонстрантов, хотя он и знает, что за это его снова посадят в тюрьму. Утром Первого мая Павел и Андрей не идут на работу, а отправляются на площадь, где уже собрался народ. Павел, стоя под красным знаменем, заявляет, что сегодня они, члены социал-демократической рабочей партии, открыто поднимают знамя разума, правды, свободы. "Да здравствуют рабочие люди всех стран!" - с этим лозунгом Павла возглавляемая им колонна двинулась по улицам слободы. Однако навстречу демонстрации выходит цепь солдат, колонна смята, Павел и Андрей, который шел рядом с ним, арестованы.

Машинально подобрав осколок древка с обрывком знамени, вырванного жандармами из рук сына, Ниловна идет домой, и в груди ее теснится желание сказать всем о том, что дети идут за правдой, хотят другой, лучшей жизни, правды для всех.

Через несколько дней мать переезжает в город к Николаю Ивановичу - он обещал Павлу и Андрею, если их арестуют, немедленно забрать ее к себе.

В городе Ниловна, ведя немудреное хозяйство одинокого Николая Ивановича, начинает активную подпольную работу: одна или вместе с сестрой Николая Софьей, переодевшись то монахиней, то богомолкой-странницей, то торговкой кружевами, разъезжает по городам и деревням губернии, развозя запрещенные книги, газеты, прокламации. Ей нравится эта работа, она любит говорить с людьми, слушать их рассказы о жизни. Она видит, что народ полуголодным живет среди огромных богатств земли. Возвращаясь из поездок в город, мать ходит на свидания с сыном в тюрьму. В одно из таких свиданий ей удается передать ему записку с предложением товарищей устроить ему и его друзьям побег. Однако Павел от побега отказывается; больше всех этим огорчена Сашенька, которая была инициатором побега.

Наконец наступает день суда. В зал допущены только родственники подсудимых. Мать ждала чего-то страшного, ждала спора, выяснения истины, однако все идет спокойно: судьи говорят безучастно, невнятно, неохотно; свидетели - торопливо и бесцветно. Речи прокурора и адвокатов тоже не трогают сердца матери. Но вот начинает говорить Павел. Он не защищается - он объясняет, почему они - не бунтовщики, хотя их и судят как бунтовщиков. Они - социалисты, их лозунги - долой частную собственность, все средства производства - народу, вся власть - народу, труд - обязателен для всех. Они - революционеры и останутся ими до тех пор, пока все их идеи не победят. Все, что говорит сын, матери известно, но только здесь, на суде, она чувствует странную, увлекающую силу его веры. Но вот судья читает приговор: всех подсудимых сослать на поселение. Саша тоже ждет приговора и собирается заявить, что желает быть поселенной в той же местности, что и Павел. Мать обещает ей приехать к ним, когда у них родятся дети, - нянчить внуков.

Когда мать возвращается домой, Николай сообщает ей, что речь Павла на суде решено напечатать. Мать вызывается отвезти речь сына для распространения в другой город. На вокзале она вдруг видит молодого человека, чье лицо и внимательный взгляд кажутся ей странно знакомыми; она вспоминает, что встречала его раньше и в суде, и около тюрьмы, - и она понимает: попалась. Молодой человек подзывает сторожа и, указывая на нее глазами, что-то говорит ему. Сторож приближается к матери и укоризненно произносит: "Воровка! Старая уже, а туда же!" "Я не воровка!" - задохнувшись от обиды и возмущения, кричит мать и, выхватив из чемодана пачки прокламаций, протягивает их окружившим ее людям: "Это речь моего сына, вчера судили политических, он был среди них". Жандармы расталкивают людей, приближаясь к матери; один из них хватает ее за горло, не давая говорить; она хрипит. В толпе слышатся рыдания.

Н. В. Соболева

"Васса Железнова" — Пьеса (1910; 2-я ред. 1933, 3-я ред. 1935, опубл. 1936)

Васса Борисовна Железнова, в девичестве - Храпова, 42 лет (но выглядит моложе), владелица пароходной компании, очень богатый и влиятельный человек, проживает в собственном доме со спившимся мужем, Сергеем Петровичем Железновым, 60 лет, бывшим капитаном, и братом, Прохором Борисовичем Храповым, беспечным, пьющим человеком, коллекционирующим всевозможные замки (коллекция как бы пародирует собственнические инстинкты сестры). В доме также живут Наталья и Людмила - дочери Вассы и Сергея Петровича; Анна Оношенкова - молодая секретарша и наперсница Вассы и одновременно домашний шпион; Лиза и затем Поля - горничные. В доме постоянно бывают матрос Пятеркин, исполняющий роль шута и втайне приударяющий за Лизой в надежде жениться на ней и разбогатеть; Гурий Кротких - управляющий пароходством; Мельников - член окружного суда и его сын Евгений (квартиранты).

Из-за границы приезжает Рашель - жена умирающего вдали от родины сына Вассы Федора. Рашель - социалистка-революционерка, разыскиваемая полицией. Она хочет забрать своего малолетнего сына Колю, которого Васса прячет в деревне и не хочет отдавать снохе, так как рассчитывает сделать его наследником состояния и продолжателем своего дела. Васса грозит выдать Рашель жандармам, если она будет настаивать на возвращении сына.

Шаткое благополучие дома Вассы держится на преступлении. Она отравляет своего мужа Сергея Петровича, когда тот оказывается замешанным в совращении малолетней и ему грозит каторга. Но сначала она предлагает ему покончить с собой, и, лишь когда он отказывается, Васса, спасая честь незамужних дочерей, подсыпает мужу порошок. Тем самым семья избегает позора суда. На этом череда преступлений не закончилась. Горничная Лиза понесла от брата Вассы и, в конце концов, повесилась в бане (людям сообщили, что она угорела). Васса готова пойти на все, лишь бы сохранить дом и свое дело. Она безумно любит своих неудавшихся детей, которые оказались жертвой прежней разнузданной жизни их отца и его жестокого обращения с их матерью. Федор - не жилец на этом свете.

Людмила, в детстве насмотревшись на забавы отца с распутными девками, выросла слабоумной.

Наталья постепенно спивается вместе с дядей и не любит мать, на которую тем не менее очень похожа крутостью нрава.

Последняя надежда - внук, но он еще слишком мал.

Между Рашелью и Вассой есть какое-то сходство, которое они обе ощущают. Это цельные, фанатичные характеры - "хозяева жизни"; только Васса - вся в прошлом, а за Рашелью - будущее. Они непримиримые враги, но уважают друг друга. Тем не менее Васса приказывает секретарше донести на Рашель жандармам, но делает это исключительно ради внука.

Финал пьесы неожидан. Васса скоропостижно умирает. В этом чувствуется наказание свыше за нелепую, скоропостижную смерть мужа и насмешка судьбы: часть денег Вассы крадет Оношенкова, а остальным богатством по закону будет распоряжаться беспутный брат, который несомненно все промотает. Только слабоумная Людмила оплакивает мать. Остальных ее смерть ничуть не трогает.

П. В. Басинский

"Детство" — Повесть (1913—1914)

Умер от холеры отец Алеши. Мать с Алешей возвращается в дом своего отца, деда Каширина, в Нижем Новгороде. У деда два сына, Яков и Михаил. Дед держит какую-то мастерскую. Его сыновья желают отделиться и спорят относительно разделяемого имущества. Атмосфера в семье отвратительна, наполнена злобой, руганью. Дед Каширин собственноручно порет внуков. Только у бабушки Алеша находит утешение. Она добра и ласкова. В семье живет подкидыш, Иван Цыганок, статный удалой парень. Он берется за любую работу. Цыганок гибнет под тяжелым дубовым крестом, который собирался поставить на могиле своей жены Яков. Цыганок нес крест, споткнулся и был раздавлен.

Случился пожар в мастерской. На пожаре бабушка проявляет чудеса смелости. Она выносит из горящей мастерской бутыль с купоросным маслом. Она организует тушение пожара. Семья разделилась. Дед купил доходный дом. Его сын, Михаил, недовольный условиями раздела, тиранит деда Каширина.

Дед продал дом и купил новый. В новом доме Алешу поразил некий жилец, живущий неизвестно чем и ставивший постоянно какие-то химические эксперименты. Впрочем, дед скоро этого постояльца выгоняет. Появилась мать Алеши, до того времени пропадавшая неизвестно где. Она определяет Алешу учиться в школу. Спустя какое-то время она решает выйти замуж и, познакомив Алешу с отчимом, вновь уезжает. Дед Каширин опять продает дом, они переселяются в подвал.

Вновь приезжает мать с отчимом. Тот сильно проигрался в карты, денег у них нет. Алеша идет жить с ними. Отчим с матерью, однако, не ладят. Алеша возвращается к деду. Дед Каширин не намерен кормить Алешу. Алеше приходится зарабатывать себе на еду сбором тряпья, костей, металлолома. Не брезговал он и мелким воровством. Отчим куда-то исчез. Мать с маленьким ребенком перебирается к деду. Она сильно кашляет. (Похоже, у нее туберкулез.) Вскоре она умирает. Дед выгоняет Алешу из дома.

И. Тихонин

"Городок Окуров" — Повесть (1909)

Городок Окуров делится рекой на две неравные части: Шихан, где живут лучшие люди города, и Заречье, где живут низкие мещане. Жители города занимаются торговлей. Главная улица - Поречная. Бедное Заречье настроено по отношению к остальному городу враждебно. Самым умным человеком в Заречье считается Яков Захаров Тиунов. Он где-то долго безвестно отсутствовал, вернулся без глаза и без зубов. В Заречье он слыл за человека книжного, способного дать ответ на любой вопрос. Вокруг Тиунова организовался кружок: Бурмистров, Ключников, Пушкарев, Стрельцов. Они любят собраться и порассуждать обо всем: о городах, о России, о политике, о японской войне. Тиунов ставит вопрос, чему соответствует сословие мещан? Какое у мещан место в жизни? Тиунов хотел бы найти свое место. Вавила Бурмистров, ранее бывший первым парнем в Заречье, ревнует Тиунова, незаметно отобравшего это первенство. Бурмистров доносит о разговорах, которые ведет Тиунов, исправнику. У Бурмистрова любовница Глафира по кличке Лодка (местная проститутка). В Глафиру влюблен юный поэт, Семен Девушкин. Девушкин встречает Тиунова и они ведут беседу на околопоэтические темы. Тиунов, впрочем, переходит от поэзии к смыслу жизни. Что останется после него, Тиунова, или после Девушкина? Ничего. Главное - это любовь, говорит Тиунов. Надо любить людей, любить народ.

Город Окуров наполнился какими-то слухами, толками, каким-то неясным волнением. Люди говорят о конституции, о Толстом. Местные власти арестовали несколько человек и город успокоился. Позже были закрыты почта и телеграф, что вызвало большое удивление обывателей. Город оказался как бы отрезанным от мира. Обыватели в недоумении, никто не знает как быть, мещане устраивают что-то, напоминающее митинг. Бурмистров кричит, требует свободы. Затем он идет к своей любовнице, Лодке, у которой в то время находится Девушкин. Бурмистров врывается к Лодке и убивает Девушкина. Лодка сбежала. Бурмистрова арестовали, однако не удосужились запереть в камере. Он ушел. Горожане продолжают митинговать, Бурмистров появляется среди мещан и громко сообщает об убийстве. Никто не осуждает его. Наступила "свобода". Митинг перешел в потасовку.

И. Тихонин

"Дети солнца" — пьеса (1905)

Павел Федорович Протасов, ученый-любитель, постоянно ставит какие-то химические опыты. Он все время занят и не обращает внимания на свою жену, Елену Николаевну. Она, в свою очередь, весьма благосклонна к Дмитрию Сергеевичу Вагину, художнику, университетскому товарищу Протасова. В Протасова влюблена некая Мелания Кирпичева. Ее брат, Борис Чепурной, любит Лизу, сестру Протасова (а она его - нет).

Денег у Протасова нет, платить за дом ему нечем. Впрочем, он получает предложение продать землю и дачу от некоего Назара Авдеевича, на что тут же соглашается. Протасов ищет способ создать живую материю, он одержим идеей гомункула.

Вагин откровенно смеется над Протасовым. Он любит его жену, Елену Николаевну и говорит ей о своем чувстве. Назар Авдеевич видит способности Протасова к химии (опыты ставит, фейерверк ко дню рожденья жены устроил) и хочет предложить ему принять участие в производстве мыла, парфюмерии и т.п.

Однажды, собравшись на веранде, вся ученая компания рассуждает о смысле жизни. Елена Николаевна говорит, что у нее есть сюжет картины: в бурном море идет корабль, его ведут смелые и сильные люди, глядящие открыто и прямо, имеющие ясную и высокую цель. Все восхищены идеей картины. Вагин берется ее написать. Картина должна называться "К солнцу".

Мелания признается Елене Николаевне, что любит ее мужа и просит его ей уступить, поскольку, как известно, Елена Николаевна увлечена художником. Лиза, пережившая какое-то нервное потрясение, наполнена апокалипсическим страхом, она говорит о зле, жестокости мира, об увеличении ненависти, о том, что однажды злоба людей падет на их головы. Протасов говорит о том, что человеку быть свободным мешает страх смерти. Страх смерти заставляет человека строить смешные догадки о смысле бытия. Но ученые победят смерть. Все люди - дети солнца. Мелания признается в любви Протасову. Она предлагает ему все свои деньги на проведение научных опытов. Протасов поражен, он может предложить Мелании только дружбу.

В округе холера, Елена Николаевна посещает больную, предположительно, холерой жену слесаря Егора. Чепурной делает предложение Лизе и получает отказ. Протасов рассказывает жене о том, что Мелания любит его. Елена Николаевна в курсе, Мелания сказала ей. Вагин признается Протасову, что любит его жену. Елена Николаевна говорит мужу, что собирается его покинуть, поскольку она ему совершенно не нужна. Происходит некоторый разбор полетов, в результате которого, кажется, status quo восстанавливается. Чепурной после отказа Лизы выйти за него замуж повесился. Лиза в истерике. За воротами усадьбы появляется народ, преследующий врача. Народ полагает, что холеру распространяют врачи. Ворвавшиеся люди набрасываются на Протасова. Елена Николаевна стреляет. Толпа рассеивается. Лиза сошла с ума.

И. Тихонин

"Фома Гордеев" — Повесть (1899)

Игнат Гордеев, богатый судовладелец, из простых, одержим жаждой деятельности, жаждой наживы. Буйная натура его иногда прорывается в загулах, неудержимом пьянстве. Дни кутежа сменялись самым искренним покаянием, во время которого Игнат по многу часов стоял на коленях перед образами. Гордеев страдал от отсутствия наследника, поскольку жена рожала только девочек, да и те умирали. Жена умерла, и Игнат решил жениться еще раз. Вторая жена, Наталья, родила ему сына и умерла. Сына назвали Фомой и отдали в семью Якова Маякина, владельца канатного завода, у которого жена незадолго до этого родила. Фома Гордеев прожил в семье Маякина шесть лет. Затем Фому забрал Гордеев, где мальчика воспитывала сестра Гордеева, Анфиса. Фому начали учить грамоте. У него прекрасные способности к учению. Весной отец взял Фому на пароход "Ермак", отправляющийся вниз по течению Волги. Мальчик целые дни проводит на палубе, восхищаясь рекой, видами, проходящими мимо судами. На пароходе Фома слышит как команда ругает его отца между собой. Один такой разговор он передал отцу. Фома тут же выгнал болтунов. После этого случая команда стала относиться к Фоме подобострастно. Фома понял, что команда не любит его. Отец объясняет Фоме, что матросы ему не товарищи. Отец учит Фому обращать внимание прежде всего на деловые качества человека. Если человек дельный, ему стоит помогать, бездельников же жалеть нельзя. Игнат хорошо это понимает, поскольку сам пробил себе дорогу в жизни. От простого работника он дошел до судовладельца. Осенью Фома пошел в школу. В школе у него появляются приятели: Смолин и Ежов. Оба они хорошо учатся. Дома Фома рассказывает отцу о своих новых товарищах. Смолин из хорошей богатой семьи. Отец одобряет дружбу Фомы с ним. Ежов - сын бедных родителей, но он первый ученик. Фома носит ему из дома пироги, за что тот помогает Фоме решать задачи. По воскресеньям все три мальчика собирались у Смолина, у которого была голубятня, и гоняли голубей. Друзья развлекаются также кражей яблок. Однажды Фома был пойман с поличным. Владелец сада пожаловался отцу. Фома объяснил свое воровство жаждой приключений. Фома растет, ему уже 19 лет. Отец постепенно вводит его в курс дел, берет с собой на биржу. Решив испытать сына в деле, Игнат отправляет его с двумя баржами хлеба на Каму. По дороге Фома влюбляется в тридцатилетнюю женщину, Пелагею, и берет ее с собой. Счастье длилось недолго, Фома был вызван обратно телеграммой от Якова Маякина. Приехав, Фома узнал, что его отец пожертвовал 75 тыс. рублей на благотворительные цели. Это было так необычно, что Маякин испугался и вызвал Фому. Маякин хочет выдать за Фому свою дочь. Но Фоме еще рано думать о женитьбе. В конце лета отец умер. Фома принимает на себя дела, Маякин помогает ему. Фома участвует в закладке ночлежного дома, на постройку которого дал денег отец. Фома заходит в гости к Маякину. Дочь Маякина. Люба, обращается к Фоме со странными речами, обвиняя его в пустоте, мертвенности, нежелании развиваться. Маякин учит Фому уму-разуму. Надо быть лучше других - вот принцип жизни. Фома увлекся Софьей Медынской, женой архитектора. Медынская, однако, относится к нему как к мальчику и не желает быть его любовницей. Фома все больше погружается в торговлю, пытается продвинуть свое дело. В присутствии Фомы кто-то обозвал Медынскую кокоткой. Фома побил болтуна. Это оказался зять вице-губернатора. Один из знакомых Фомы, Ухтищев, познакомил его с интересной женщиной, Сашей. Фома ударился в кутеж. Разбил баржу. Затем ее пришлось поднимать со дна. Приехал Маякин, Фома просит его принять от него все дела, поскольку он, Фома, никак не может найти своего места в жизни. Фома хочет свободы, а богатство давит на него, накладывает непосильную ношу. Маякин настаивает на том, чтобы Фома продолжил отцовское дело. Фома ударился в сильный кутеж. Фома встретил школьного товарища, Ежова. Ежов, некогда лучший ученик, теперь работает фельетонистом в газете. Не о такой карьере он мечтал. Зачем он учился в гимназии, университете? Ежов мучается безденежьем, собственной ненужностью в жизни. Маякин хочет выдать свою дочь, Любу, за Смолина. Устраиваются смотрины. Смолин произвел приятное впечатление на Любу. Он вежлив, хорошо одет, почти не пьет вина, хорошо говорит. К Маякину неожиданно приезжает долго отсутствующий сын, Тарас. Он - довольно успешный купец, недурно образован, питает уважение к англичанам, умеющим наладить производство. Тарас неуважительно отзывается об исканиях Фомы. Такому невеже, как Фома, нет смысла задумываться над проблемами бытия. Фома устраивает дебош на празднике по случаю спуска на воду нового парохода. Он обличает купечество в развратном образе жизни, во лжи, в воровстве и т.п. Его схватили и связали. Он - сумасшедший, таково всеобщее мнение. Его отправляют в психиатрическую лечебницу. Опеку над ним берет на себя Маякин. Смолин берет в жены Любу, организуется торговый дом "Маякин и Смолин". После выхода из лечебницы Фома почти все время пьет.

И. Тихонин

"Рождение человека" — Рассказ (1898)

Горький путешествует по Кавказу. По дороге из Сухуми, где он работал на строительстве дороги, он видит группу орловских людей, среди которых была беременная женщина. Ее муж умер, объевшись фруктами. У женщины начались схватки и Горький стал акушером. Родился мальчик. Горький оказал посильную помощь матери, напоил ее чаем, накормил. Она проявила чудеса выносливости. Уже через несколько часов они вместе шли куда-то, а мать радовалась новорожденному сыну.

И. Тихонин

"Ледоход" — Рассказ (1912)

Плотники спешно чинят ледорез: вот-вот начнется ледоход. Горький работает наблюдающим от подрядчика, он совсем юн, ему 15 лет. Артельщики не уважают его нисколько, пользуясь каждым случаем задеть, как-то обидеть. Староста артели, Осип, относится к Горькому хорошо, но его характер Горькому совершенно непонятен. Осип вроде бы умеет работать, а с другой стороны, не прочь и побездельничать. Он любит справедливость, но также понимает, что без обману не проживешь. Ледорезы предназначены для того, чтобы сходящим льдом не повредило стоящие баржи. Лед пошел. Артель осталась на противоположном от города береге реки, отрезанными от людей. Ледоход может продлиться двое суток. Осип командует - идти по льду, взять с собой по доске на случай, если провалишься. Когда артельщики дошли до середины реки, ледоход усилился. Вот провалился один артельщик, но тут же выбрался. Затем еще один, - его вытаскивали сообща. Осип поскользнулся и, кажется, сломал ногу. Его подхватили и одним отчаянным рывком добрались до берега. На берегу полицейский грозно ругает артельщиков, бессмысленно полезших через реку во время ледохода. Однако - никого не задержали. После ухода полицейского, Осип легко поднялся с земли. Оказалось, он притворялся.

И. Тихонин

"Покойник" — Рассказ (1913)

Горький идет где-то в степи среди хлебов. Он встречает мужика. Мужика зовут Юфим. Он объясняет, что в близлежащем хуторе работы найти нельзя, но если Горький умеет читать, то его накормят и дадут немного денег за то, чтобы он почитал над покойником. Горький согласен. Он заходит в хату, ему дают молока и хлеба. Он спрашивает, есть ли у хозяев Псалтырь. Те не в курсе - что это. Хозяин пошел искать по соседям. Выяснилось, что Псалтыря в хуторе нет. Хозяин принес какую-то книжку, которая оказалась учебником церковно-славянского языка. Горький берется прочесть над покойником все молитвы и псалмы, которые вспомнит. Он добросовестно бубнит вполголоса молитвы, в это время под дверью хозяйка тоже что-то такое шепчет. Появляется дьячок, Демид. Он говорит, что принес Псалтырь. Книга при ближайшем рассмотрении оказалась Октоихом (книгой церковных песнопений). Демид сильно удивлен, но все равно, говорит он, никому это здесь не нужно. Лучше выпить горелки. Выпив, дьячок уснул тут же, в комнате с покойником. Горький читает про себя Октоих, размышляя о бренности существования. Утром Горький уходит, попросив хлеба на дорогу.

И. Тихонин

Тексты по литературе Другое
Русская литература Зарубежная литература Православный уголок Юмор Гостевая книга Форум Бардачок

Яндекс.Метрика Создать сайт бесплатно